Неточные совпадения
Голова у этого другого градоначальника была совершенно новая и притом покрытая лаком. Некоторым прозорливым
гражданам показалось странным, что большое родимое пятно, бывшее несколько дней тому назад на
правой щеке градоначальника, теперь очутилось на левой.
— Да, так. Вы — патриот, вы резко осуждаете пораженцев. Я вас очень понимаю: вы работаете в банке, вы — будущий директор и даже возможный министр финансов будущей российской республики. У вас — имеется что защищать. Я, как вам известно, сын трактирщика. Разумеется, так же как вы и всякий другой
гражданин славного отечества нашего, я не лишен
права открыть еще один трактир или дом терпимости. Но — я ничего не хочу открывать. Я — человек, который выпал из общества, — понимаете? Выпал из общества.
Но декларация
прав человека и
гражданина на практике, в демократических революциях, в массовых общественных движениях очень мало проводилась в жизнь и вытеснялась утилитарно-общественными интересами.
Духовно-религиозную почву имела не демократия, а декларация
прав человека и
гражданина, которая родилась из утверждения религиозной свободы совести в общинах реформации.
В демократиях капиталистических деньги и подкупленная печать могут править обществом и лишать реальной свободы, между тем как декларация
прав человека и
гражданина имела религиозные истоки, она родилась в утверждении свободы совести реформацией.
Декларация
прав человека и
гражданина, чтобы не быть формальной, должна быть также декларацией обязанностей человека и
гражданина.
В России рецепция идей демократии произошла на почве позитивистической и материалистической настроенности и сознания и была оторвана от идеалистической идеи
прав человека и
гражданина.
По моему мнению, и в торжественные годины, и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает
право назвать себя
гражданином.
Свободу совести защищает безрелигиозный, холодный к вере мир как формальное
право, как одно из
прав человека и
гражданина; мир же церковный, охраняющий веру, слишком часто и легко свободу совести отрицает и религиозной свободы боится.
Гуманизм привел к Декларации
прав человека и
гражданина и к Великой французской революции.
Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, или власть его не может мгновенное в предстоящей беде дать вспомоществование, тогда пользуется
гражданин природным
правом защищения, сохранности, благосостояния.
Гражданин, в каком бы состоянии небо родиться ему ни судило, есть и пребудет всегда человек; а доколе он человек,
право природы, яко обильный источник благ, в нем не иссякнет никогда; и тот, кто дерзнет его уязвить в его природной и ненарушимой собственности, тот есть преступник.
— И тем более, — сказал Лихонин, пропуская вперед приват-доцента, — тем более что этот дом хранит в себе столько исторических преданий. Товарищи! Десятки студенческих поколений смотрят на нас с высоты этих вешалок, и, кроме того, в силу обычного
права, дети и учащиеся здесь платят половину, как в паноптикуме. Не так ли,
гражданин Симеон?
— К Лембке. Cher, я должен, я обязан. Это долг. Я
гражданин и человек, а не щепка, я имею
права, я хочу моих
прав… Я двадцать лет не требовал моих
прав, я всю жизнь преступно забывал о них… но теперь я их потребую. Он должен мне всё сказать, всё. Он получил телеграмму. Он не смеет меня мучить, не то арестуй, арестуй, арестуй!
Далее, говоря о том, как смотрит на этот предмет Франция, он говорит: «Мы верим в то, что 100 лет после обнародования
прав человека и
гражданина пришло время признать
права народов и отречься раз навсегда от всех этих предприятий обмана и насилия, которые под названием завоеваний суть истинные преступления против человечества и которые, что бы ни думали о них честолюбие монархов и гордость народов, ослабляют и тех, которые торжествуют».
По
правую руку его сидели: татарский военачальник Барай-Мурза Алеевич Кутумов, воевода Михайло Самсонович Дмитриев, дворянин Григорий Образцов, несколько старшин казацких и дворян московских полков; по левую сторону сидели: боярин Петр Иванович Мансуров-Плещеев, стольник Федор Левашев, дьяк Семен Самсонов, а несколько поодаль ото всех
гражданин Козьма Минич Сухорукий.
Впереди всей рати понизовской ехал верховный вождь, князь Дмитрий Михайлович Пожарский: на величественном и вместе кротком челе сего знаменитого мужа и в его небесно-голубых очах, устремленных на святые соборные храмы, сияла неизъяснимая радость; по
правую его руку на лихом закубанском коне гарцевал удалой князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский; с левой стороны ехали: князь Дмитрий Петрович Пожарский-Лопата, боярин Мансуров, Образцов,
гражданин Минин, Милославский и прочие начальники.
Ипполит. Ты, по своим трудам, хочешь быть в уважении и по всем
правам полным
гражданином, и вдруг тебя опять же на мальчишеское положение поворачивают, тогда в душе большие перевороты бывают к дурному.
Но ведь я не пейзажист только, я ведь еще
гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о
правах человека и прочее и прочее, и я говорю обо всем, тороплюсь, меня со всех сторон подгоняют, сердятся, я мечусь из стороны в сторону, как лисица, затравленная псами, вижу, что жизнь и наука все уходят вперед и вперед, а я все отстаю и отстаю, как мужик, опоздавший на поезд, и в конце концов чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив, и фальшив до мозга костей.
Греки думали, что они вываяли все, что находится в душе человеческой; но в ней осталась бездна требований, усыпленных, неразвитых еще, для которых резец несостоятелен; они поглотили всеобщим личность, городом —
гражданина,
гражданином — человека; но личность имела свои неотъемлемые
права, и, по закону возмездия, кончилось тем, что индивидуальная, случайная личность императоров римских поглотила город городов.
Герои, спасители отечества, были везде первыми знаменитыми
гражданами, пользовались везде особенными
правами (361).
Если иностранные Писатели доныне говорят, что в России нет Среднего состояния, то пожалеем об их дерзком невежестве, но скажем, что Екатерина даровала сему важному состоянию истинную политическую жизнь и цену: что все прежние его установления были недостаточны, нетверды и не образовали полной системы; что Она первая обратила его в государственное достоинство, которое основано на трудолюбии и добрых нравах и которое может быть утрачено пороками [См.: «Городовое Положение».]; что Она первая поставила на его главную степень цвет ума и талантов — мужей, просвещенных науками, украшенных изящными дарованиями [Ученые и художники по сему закону имеют
право на достоинство Именитых
Граждан.]; и чрез то утвердила законом, что государство, уважая общественную пользу трудолюбием снисканных богатств, равномерно уважает и личные таланты, и признает их нужными для своего благоденствия.
Они должны быть светлым зерцалом, в котором всякий
гражданин,
правый и неправый, видел бы ясно судьбу свою; чтобы добродушный судья не усомнился в их смысле и чтобы самый лукавый не мог находить в них двусмыслия, благоприятного для ябеды и неправосудия (448–462).
Но как мудрый Законодатель, избегая самой тени произвольного тиранства, запрещает только явное зло, и многие сердечные слабости предает единому наказанию общего суда или мнения, так Монархиня запрещению Ценсуры подвергла только явный разврат в важнейших для гражданского благоденствия предметах, оставляя здравому разуму
граждан отличать истины от заблуждений; то есть Она сделала ее не только благоразумною, но и снисходительною, и сею доверенностию к общему суду приобрела новое
право на благодарность народную.
«Оно есть не что иное как спокойствие духа, происходящее от безопасности, и
право делать все дозволяемое законами (38,39); а законы не должны запрещать ничего, кроме вредного для общества; они должны быть столь изящны, столь ясны, чтобы всякий мог чувствовать их необходимость для всех
граждан; и в сем-то единственно состоит возможное равенство гражданское! (34) Законодатель сообразуется с духом народа; мы всего лучше делаем то, что делаем свободно и следуя природной нашей склонности.
Екатерина, возобновив или умножив
права наши, в то же время обнародовала и «Городовое Положение», которое навеки утвердило Среднее состояние в России, определив сферу действий его и назначив в ней разные степени, увенчанные, наконец, титлом Именитого
Гражданина, который имеет уже часть Дворянских преимуществ и дает внуку своему
право требовать сего достоинства.
Послали в «Московскую» верных лазутчиков навести справки у гостиничной администрации. Оказалось, Винценто
прав. Действительно, Чарльз и Магдалина Барнум, американские
граждане, приехали в Россию из Америки, через Францию, Германию, Австрию. Цель — путешествие. Заняли три наилучших номера, четвертый — для переводчика. Скушали сегодня два фунта зернистой икры и паровую мерную шекснинскую стерлядку… У всего циркового состава закружилась голова от этих известий.
Но оставьте крепостное воззрение, да оставьте не в формальностях только, а совсем, в самой сущности оставьте и постарайтесь представить себе русского мужичка как обыкновенного независимого человека, как
гражданина [, пользующегося всеми
правами и преимуществами свободного государства].
Венгерович 1. Кто бы, да не вы, молодой человек, позволяли себе читать мне мораль и еще в такой форме. Я
гражданин и, скажу правду, полезный
гражданин… Я отец, а вы кто? Кто вы, молодой человек? Извините, хлыщ, промотавшийся помещик, взявший в свои руки святое дело, на которое вы не имеете ни малейшего
права, как испорченный человек…
Но, с другой стороны, демократия означает самоуправление человека,
права человека и
гражданина, свободы человека, и в этом смысле она имеет вечное значение.
Государство еще может признать отвлеченное субъективное
право человека и
гражданина, да и то неохотно, но никогда не признает индивидуальных, неповторимых, единичных, качественно своеобразных
прав отдельной человеческой личности с ее индивидуальной судьбой.
Очень редко бывает у нас, чтобы русский, не будучи беглецом, эмигрантом, нелегальным жителем, не имеющим гражданских
прав в чужой стране (я таких в Париже не знавал ни одного на протяжении полувека), кто бы, как Вырубов, решив окончательно, что он как деятель принадлежит Франции, приобрел звание
гражданина республики и сделал это даже с согласия русского правительства.
И никто и в 1868 году в общелиберальной печати не поднимал похода против этого запрета. Может быть, и сюфражистки XX века, и революционные социалисты, и анархисты не могут или не хотят добиваться этого законнейшего
права свободных
граждан наполнять свои воскресные досуги тем, что им нравится.
Пришел домой. С недобрым чувством перечитал папино письмо. „Раньше нужно получить гражданские
права…“ Иначе сказать — диплом. Получишь бумажку, — тогда станешь
гражданином. „Тогда выступишь бойцом за то, что считаешь лучшим…“ Это глубоко оскорбляло своего фальшью. В каждый момент, всегда, нужно безоглядно выступать бойцом за то, что считаешь лучшим!
В стране самодержавной монархии, не привыкшей к
правам и свободам
гражданина, легче осуществить диктатуру пролетариата, чем в западных демократиях.
— Жаль мне тебя, друже. Ты человек и душевный и умственный — на редкость! Перед тобою долгий путь… работы, развития, хороших дел
гражданина. Вот теперь надо приобрести
права. Можешь пойти по любой дороге. И вдруг — ты навек хочешь связать свою судьбу с бабенкой. Извини меня. Твоя девица и красива, и, может быть, выше других качествами изукрашена, но зачем такое бессрочное обязательство?
Пожалуй себе, и
прав, и очень
прав, да зачем нарушать спокойствие
граждан?
Строгановы, эти усердные знаменитые
граждане, виновники столь важного приобретения для России, не оставались без вознаграждения: царь Иоанн Васильевич за их службу и радение пожаловал Семену Строганову два местечка, Большую и Малую Соль на Волге, а Максиму и Никите —
право торговать во всех городах беспошлинно.
Но разве я порчу? Ни малейше. Наоборот, подчиняясь голосу общественного мнения, немедленно спорол креп и теперь ношу его в боковом кармане, чтобы никого не беспокоить и не портить чудесного настроения. Не смею беспокоить. Не имею ни малейшего
права, как
гражданин.
Гражданин — или гадина?.. что-то я не совсем понимаю.
Демократический социализм жоресовского типа, обосновываемый в рамках декларации
прав человека и
гражданина, не есть настоящий социализм.
Во-первых — уравнять крестьян во всех их
правах с другими
гражданами и потому уничтожить —
Уравнение крестьянства, составляющего огромное большинство народа, во всех
правах с другими сословиями особенно важно потому, что не может быть прочно и твердо такое общественное устройство, при котором большинство это не пользуется одинаковыми с другими
правами, а находится в положении раба, связанного особыми, исключительными законами. Только при равноправности трудящегося большинства со всеми другими
гражданами и освобождении его от позорных исключений может быть твердое устройство общества.
Они мечтали о каком-то правовом строе в России, о
правах и свободах человека и
гражданина в русских условиях.
Раз, что генерал-губернатор толкует свои
права так ограниченно, Баранщикову нечего копаться в законах, а лучше прямо искать сочувствия и снисхождения у
граждан Нижнего Новгорода, которые его знали и помнили, и платили за него его недоимки.
— Это были крайности, разумеется, но не в них всё значение, а значение в
правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве
граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
Социализм в принципе отрицает суверенитет народа, свободное изъявление воли народа и
право каждого
гражданина участвовать в этом волеизъявлении.
Не утопичны ли, не бессмысленны ли были мечты, что Россию вдруг можно превратить в правовое демократическое государство, что русский народ можно гуманными речами заставить признать
права и свободы человека и
гражданина, что можно либеральными мерами искоренить инстинкты насилия управителей и управляемых?